От прошлых веков до дней сегодняшних

Обтекание

История цирка

Первые сведения о заезжих гастролерах относятся к 1896 году, когда Сибирская железнодорожная магистраль дошла до Красноярска, что вызвало бурное развитие города. С этого времени сюда зачастили иностранные фокусники, дрессировщики животных, иллюзионисты, канатоходцы.Представления давались в помещениях временного типа или балаганах. Сегодняшнему зрителю довольно интересно будет узнать, как они выглядели - эти первые цирковые "здания". Строились обычно они из досок "лапша". Дыры зашивались разломанными чайными ящиками. Крыша (смотря по состоянию балаганщика) бывала из полотна, или из сшитой рядины - толстого холста, или из старых мешков. Внутри строилась сцена, вешался кумачовый занавес на кольцах. Перед сценой врывались в землю два столба с железными кронштейнами. В эти кронштейны с тремя гнездами вставлялись лампы-молнии. Роль ламп-молний в балагане была велика: они и освещали, и согревали, на них можно было разогревать пищу.

В зрительном зале устанавливались простые, грубо сколоченные скамейки. Передние скамейки всегда были ниже, задние же иногда так высоки, что сидящий не доставал ногами пола. Перед входом в балаган строился помост-раус. Первыми познакомили красноярцев с конным цирком антрепренеры, издавна подвизавшиеся в Сибири: С. Александров-Серж, А. Коромыслов, Ф. Изако, Э. Стрепетов.

13 августа 1918 года Первый цирковой кооператив под руководством выборного правления - В. Трипутина, Коко (Лутца), К. Московича - построил на свои средства утепленный цирк. После того, как кооператив в 1921 году распался, здание перешло в ведение горсовета и сдавалось в аренду различным труппам. В 1930 году здание было разобрано и на этом месте Сибгостеатр построил новый утепленный цирк. В 1940 году обветшалое здание пошло на слом. Представления стали даваться в шапито, которые устанавливались на Красной площади и на Предмостной площади (на месте теперешнего комплекса "Планета Красноярск").

Красноярск был издавна цирковым городом - зрительный зал неизменно переполняла благодарная публика, перед которой в 40-е, 50-е,60-е годы демонстрировали свое мастерство лучшие артисты советского цирка - Ирина Бугримова и Олег Попов, Эмиль Кио, Вальтер и Мстислав Запашные, сестры Кох и Карандаш, Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, канатоходцы Волжанские и Маргарита Назарова, джигиты Али Бек, Петр Маяцкий и многие другие.

Артисты гастролирующих программ работали не только на цирковой арене. За эти годы было дано множество шефских представлений для тружеников села, строителей Красноярской ГЭС, воинов Советской армии. И тогда площадками для выступлений становились и сельский клуб, и котлован будущей гидроэлектростанции, и заводской стан.

18 декабря 1971 года открыл свои двери новый стационарный цирк на 2000 мест, возведенный по типовому проекту для северных районов страны. По своей архитектуре, месторасположению он стал настоящей достопримечательностью города, любимым местом для посещения красноярцев. Да и для многих артистов Красноярский цирк стал площадкой, где после выпуска из циркового училища состоялся их дебют на манеже. Среди них иллюзионисты Любовь и Анатолий Сударчиковы, жонглеры Лидия и Леонид Игнатовы, многие другие.

Из воспоминаний Алексея Семеновича Курешова, бывшего в те годы председателем горисполкома и курировавшим строительство цирка:

"Настоящей достопримечательностью Красноярска стало здание цирка. Предварительно я просмотрел в нескольких городах подобные сооружения. В Иркутске, например, это типовое здание - шестигранник. В Новосибирске - не типовое, довольно сложное по замыслу архитектора сооружение, но неудобное для работы артистов, особенно акробатических жанров. Конструкция там получилась настолько "жидкая", что во время работы воздушных гимнастов купол словно ходуном ходил.

Конкурс на лучший проект Красноярского цирка выиграл молодой архитектор Виталий Орехов. Для нашего цирка институт "Гражданпроект" совместно с Главкрасноярскстроем, которым руководил тогда В.П. Абовский, сделали такое мощное перекрытие купола, которое позволяло выдерживать любую нагрузку. Через три года после начала строительства цирк уже принимал первых зрителей. И публика, и артисты, работавшие на премьере, были в восхищении от здания.

Еще одно неоспоримое достоинство цирка было в том, что по моему предложению одно из общежитий, находившееся рядом, было переделано под гостиницу "Дом артиста цирка". Сегодня, когда при каждом, пожалуй, цирке есть своя гостиница, этот факт не очень впечатляет. Но в 1960-х годах большинство цирков не имели гостиниц, и на время гастролей артистов расселяли по частным квартирам. Это было и неудобно, и накладно. Союзгосцирк, поддержав мое предложение о гостинице, переутвердил в Совете Министров РСФСР смету строительства здания Красноярского цирка с 1 миллиона 800 тысяч рублей до 2 миллионов 400 тысяч рублей. При этом Совет Министров РСФСР не сделал даже замечаний ни горисполкому, ни крайисполкому, и только потому, что мы подарили цирку гостиницу. А наш цирк многие годы после открытия помимо прокатной площадки служил еще и постановочной базой для подготовки новых номеров и аттракционов для зарубежных гастролей".

За годы своей деятельности Красноярский цирк неоднократно награждался Дипломами и Переходящими знаменами "Союзгосцирка" за отличную организацию работы.

В Красноярском цирке традиционно проводится организованный городской администрацией международный конкурс самодеятельных артистов цирка. В 2002 году цирк предоставил свой манеж участникам Дельфийских игр.

Среди директоров Красноярского цирка - Татьяна Георгиевна Восходова, Зинаида Григорьевна Моисеева, Николай Никифорович Митяев.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.83 [3 Голоса (ов)]

Будь в курсе!

Подпишись на наши новости и рассылки.